Огни рампы: чтобы помнили

Огни рампы: чтобы помнили

Было дело - уже такой далекий 1987 год. Тогда популярность журнала «Юность», и без того всенародно любимого, мгновенно выросла в сотни раз. Мартовский номер тут же стал раритетом, его просто рвали друг у друга из рук. А виной - опубликованная в нем пьеса Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца». В общем-то, многие и раньше знали, что замечательный актер - еще и одаренный литератор, читали его очень индивидуальные стихи и остроумные пародии. Но это!!! Ядреная смесь сказки, частушки и байки, феерическое столкновение нарочитых архаизмов и современной лексики, взрывной юмор и двойной, тройной смысл, который наш народ, поднаторевший в поиске подтекстов, радостно открывал... Через неделю «Федота» знал наизусть весь Советский Союз. Население объяснялось цитатами.

Оглушительный успех и всенародная любовь стали зашкаливать, когда на телеэкраны вышел моноспектакль: автор сам прочитал свое произведение. Сделал это блестяще и... опустил шлагбаум перед другими попытками экранизировать, поставить на сцене «Федота». Попытки все равно делались - удачной среди них нет. Но... Сам Филатов по поводу своей пьесы пошутил: «В нашей пишущей стране пишут даже на стене». Стоит уточнить: страна не только пишущая, но и играющая. Поэтому не было театральной студии, самодеятельного коллектива, где бы не поставили «Федота-стрельца». Любопытно, что, как правило, эти постановки оказывались успешнее профессиональных. Фокус, должно быть, в том, что профессиональным режиссерам и актерам не стоило мудроствовать лукаво, искать затейливые сценические решения: все есть в авторском тексте.

Казалось бы, бурные страсти по Федоту давно позади. Но на свете стало больше одной удачной аматорской постановкой: премьера пьесы Леонида Филатова состоялась в театре ДонГТУ «Бригантина».

Выбрав для постановки филатовскую пьесу, режиссер Елена Обедникова (она же старший преподаватель кафедры теории и практики перевода и общего языкознания) посеяла в актерских рядах противоречивые чувства. Декан факультета металлургического и машиностроительного производства и премьер нынешней труппы Юрий Изюмов был рад: веселый будет спектакль, как раз то, что надо. А вот заведующий кафедрой теоретической и строительной механики Александр Бревнов надеялся отговорить режиссера от этой идеи. Не потому, что не любит Филатова - наоборот.

- Мой самый главный критерий - первое впечатление от моноспектакля, - рассказывает Александр Аркадьевич. - В его словах , мне кажется, есть все, уже не надо ничего играть. И все экранизации, на мой взгляд, не дотягивают до уровня моноспектакля. Но потом подумал и понял, что надо и ставить этот спектакль, и участвовать в нем. Когда думал об этом, в голове вертелись два слова, связанные с жизнью и работой самого Леонида Алексеевича Филатова: чтобы помнили. Вот поэтому и надо. Когда люди начинают такую постановку, важно, с одной стороны, не скатиться к обыкновенному пересказыванию текста, с другой стороны - не впасть в лишнее кривляние. Если делать - делать хорошо. Думаю, наша компания справилась...

И компания - таки да - справилась. На сцене в очередной раз встретились актеры-студенты и актеры-преподаватели. Молодежи достались роли Федота, Маруси, Царевны (плюс эпизодические). Остальные же колоритные персонажи оказались в опытных преподавательских руках. Юрий Изюмов был потрясающе смешным в роли Царя. Смешным и настолько естественным, что думалось: вот профессиональные актеры бьются, чтобы достичь такой органики, а тут все будто само собой. Ну, дано человеку, что тут скажешь. Его заместитель на работе Ольга Желтобрюхова (замдекана факультета ММП) в спектакле была Нянькой и в очередной раз порадовала умением любой персонаж представить по-своему. Нянька в литературном первоисточнике - боевая и довольно вредная старушонка, палец ей в рот не клади, по плечо откусит. Ольга Евгеньевна подкинула ей и мудрости (пародийной, конечно), и рассудительности, и справедливости - так что вполне симпатичная тетенька с напевной речью получилась.

Героиня пьесы, давшая народу особенно много цитат, - Баба Яга. Честно говоря, сыграть Ягу - мечта практически каждой актрисы. Но вот сделать ее по-своему нелегко: вспомните, сколько блистательных актеров остались  в истории советской киносказки! Но старший преподаватель кафедры ТПП и ОЯ Ольга Краснова все-таки стремилась к уникальной Бабке Ежке:

- Хотелось пропустить этот образ через себя, что-то свое вложить, что-то из сказок взять, - улыбается Ольга Михайловна. - Хотелось, чтобы она не только язвительная была – душа-то у нее чистая. Ни на кого не равнялась, хотела сама слепить свой образ.

И слепила, да. Что-то декадентское было в ее Бабе Яге. Томная, стильная и даже утонченная оказалась бабуся, что не мешало ей быть очень смешной.

Александру Бревнову досталась трудная роль: Автора. Трудность состояла в том, чтобы не копировать Леонида Филатова, как бы ни хотелось повторить. И нашел Александр Аркадьевич свою интонацию - и она была подкупающей.

Взрослые на сцене студенческого театра - явление, к которому относятся по-разному. Вплоть до категоричного: ну, и что это за студенческий театр, в котором половина актеров - преподаватели? Но... Но! Не забудем, в какое время мы живем. Не в том дело, что студентов сейчас поменьше, а заняты они и учебой, и работой. Дело в том, что поколение преподавателей и аматорская сцена - понятия, гармонично сочетающиеся. Современный студент и сцена - увы, гармония не та. А вот когда они вместе - получается то, что нужно. От такого сотворчества происходят очень полезные вещи: студенты начинают читать то, чего никогда бы не прочитали, смотреть то, чего не видели прежде, учиться тому, что казалось ненужным. А на сцене происходит... не партнерство, пока еще нет. Просиходит то, что актеры-преподаватели становятся спасательным кругом для молодежи. Зажатые поначалу, через некоторое время сценического действа молодые (и очень начинающие) актеры подзаряжаются уверенностью, свободой, загораются тем же огоньком. Особенно дебютанты - как   студент колледжа ДонГТУ Данил Астахов, исполнитель роли Федота.

Данил, при всех своих несомненно удачных данных (хорошая фактура, привлекательное лицо, красивый голос), был очень-очень далек от всякой самодеятельности. С литературой отношения - как у большинства его ровесников. Правда, была в техникуме преподавательница литературы, которая с достойной уважения настойчивостью внедряла поэзию в юные умы. Может быть, и поэтому на приглашение попробоваться в качестве актера Данил, никогда в театре не бывавший, откликнулся с  интересом.

- Поначалу были сомнения, тревога - получится ли? - вспоминает Данил. - Но на репетициях об этом уже не думаешь. Узнал, что я, оказывается, могу растеряться на публике. На репетициях и на спектакле смотрел на Царя: комизм Юрия Викторовича, его умение не растеряться в любой ситуации - то, чему надо учиться.

Первый сценический опыт показал: это интересно. И аплодисменты душу греют. Хочется пробовать дальше. А это значит, что еще один человек станет жить более интересной, яркой, содержательной жизнью.

То есть, для студентов такой совместный театр - перспектива, как говорят чиновники, личностного роста. А для преподавателей?

- Бесплатный способ получить дозу адреналина, - улыбается доцент Бревнов. - Когда выходишь на сцену, сердце колотится. Потом, когда все позади, такая легкость!  Это отдушина для нас. Коллегам нравится, поддерживают, благодарят за участие. И отношение студентов изменилось. Словами не знаю, как передать, это на эфирном уровне. Но изменения со знаком плюс. Ближе становимся.

- Театр для меня - способ самовыразиться, - говорит Ольга Краснова. - Нескольо лет назад даже и не думала о том, чтобы выйти на сцену и кого-то радовать, удивлять своим талантом - надеюсь, что он у меня есть. Дети подросли, стала задумываться: в чем я проявила себя? Вроде как неплохой преподаватель, хорошая мать для своих детей. Но не хватает чего-то, кусок души как будто каменный, и мне захотелось этот камень оживить. Искусство стало для меня живой водой.

«Чтобы помнили» - так называлась телепрограмма Леонида Филатова. Сам смертельно больной, он стремился оставить память о десятках заменчательных актеров. Сегодня смысл этих слов стал глубже и шире. Очень многое надо делать, чтобы помнили, чтобы знали, понимали и чувствовали. Нам есть что помнить. Есть что беречь.

Юлия Черепнина

рейтинг: 
  • Нравится
  • 0
-->

Поиск новостей по дате
«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Мы в соцсетях
  • Вконтакте
  • Одноклассники
Важные ссылки