Такая близкая война

Такая близкая война


 27 марта – Международный день театра


Без пьес Виктора Розова трудно представить отечественную драматургию и отечественный театр. Но наибольший успех выпал на долю его пьесы «Вечно живые». Этой драме суждено было дважды войти в историю мирового искусства. Этим спектаклем Олег Ефремов открывал театр «Современник».  А фильм «Летят журавли», снятый Михаилом Калатозовым по мотивам пьесы, остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля. Да и во все времена «Вечно живые» приходили – и продолжают приходить – на сцены и столичных, и профессиональных театров. Алчевские театралы тоже получат возможность приобщиться к классике: полным ходом идут репетиции в театре ДонГТУ «Бригантина».

…Такова судьба режиссера – какую бы пьесу ни выбрал для постановки, неизбежно придется отвечать на вопрос: «Почему?». Почему именно эта пьеса, а не какая-нибудь другая, чем руководствовался и так далее… А в данном случае, пожалуй, все вопросы сняты загодя. Драма «Вечно живые» написана в разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году, израненным участником народного ополчения. Она о том, что война – жестокая проверка на человечность И, оказывается, это и есть самое трудное и самое важное – остаться человеком…

Знакомо, правда? Она практически о нас, эта пьеса. О том, что мы узнали на собственном опыте за последние шесть лет. Зрители услышат собственные мысли, увидят собственные чувства… Воистину, у каждого поколения – своя война.
Конечно, у режиссера Елены Обедниковой (она же – старший преподаватель кафедры теории и практики перевода и общего языкознания) были и свои соображения.


- Прежде всего в этой пьесе прекрасно прописаны образы – неоднозначные, полярные, правдивые, - говорит Елена Анатольевна. - Они очень хорошо легли на наш актерский состав. 

- Вас и ваших актеров не смутило то, что образы «Вечно живых» уже созданы и в театре, и в кино актерами выдающимися?

- Нет, не смутило. Все-таки мы больше ориентировались на спектакль Ефремова, на спектакль «Современника». Мы пересмотрели несколько вариантов, конечно, пересмотрели и фильм «Летят журавли» – особенно молодые наши актеры, которые не видели раньше этого фильма. До того, как мы начали работу над нашим спектаклем, они даже не знали, что такой фильм существует и что существует такой спектакль… 

- То есть, независимо от будущего успеха на премьере, спектакль уже принес результат, помог сделать открытие?

- Конечно. Для студентов, для молодого поколения это очень полезный опыт. Им понравился и фильм, и спектакль. Спектакль Ефремова поразил своей интеллигентностью: там потрясающая игра актеров – Даль, Ефремов, Неелова, есть чему поучиться… Возможно, сначала был какой-то страх не справиться – все-таки планка очень высокая, спектакль очень серьезный, до этого у нас были мюзиклы в основном, более легкий жанр. Мы впервые взялись за такую работу. Но хочу сказать, что потом ни у кого не было сомнений, все сказали: да, мы будем работать. Все работают с отдачей, с интересом. Есть и дебютанты – доцент Любовь Васильевна Конина играет Варвару Капитоновну, бабушку главного героя. Она впервые на сцене, никогда не играла с нами – остальные-то уже по шесть спектаклей отыграли... Но – возможно, потому, что она как раз представитель старшего поколения, она историк, - Любовь Васильевна настолько проникновенно передает свой образ – даже не играет, а проживает.

- Что вы хотите сказать зрителям этим спектаклем?

- Прежде всего нам нужно сохранить эту память. Прошло уже много лет, но мы не должны ее потерять. Название пьесы говорящее – «Вечно живые». Они отдали свои жизни, чтобы жили те, кто придет на спектакль. Задача, конечно, сложная, но я думаю – наши актеры справятся. Нам хотелось бы, чтобы были мурашки именно у молодых зрителей, которые в силу различных обстоятельств очень далеко ушли от тех событий и, может быть, не совсем все правильно понимают и осознают до конца. И хотелось бы, чтобы осознали, прочувствовали, поняли и поверили… 

Насколько это удастся «Бригантине», мы узнаем в день премьеры. А пока путь к пониманию и осознанию проделывают молодые актеры. Мы уже не раз говорили о том, что в последние годы на сцене рядом актеры-преподаватели и актеры-студенты. Владислав Хаблак – один из самых опытных среди молодых.


- «Вечно живые» для меня - возможность проявить себя в другой сфере, - говорит Влад. - Этот спектакль тяжелее, чем все предыдущие, потому что непривычно играть драму, без капли комедии, юмора, сарказма. Мы до сих пор ставили легкие, душевные спектакли. Настоящая драма - это сложно, да. Даже слова как-то тяжковато учатся. Может, это не мое. А может, наоборот…
- Твой герой тебе симпатичен, близок, понятен?

- Это сложно… Он своеобразный. Многие актеры хотели переиграть то, что было в фильме, то, что было в других постановках, играть сверх сил. Но мой герой Борис – он не такой, как я или другие, кто уже играл его. То, что заложено в пьесе, очень трудно передать, но мы постараемся.

- Как ты считаешь, тема Великой Отечественной войны важна сегодня, нужна?

- Конечно, важно. Об этом должны все помнить, ведь без прошлого нет будущего.

Признаюсь честно: очень интересно наблюдать, как растут и развиваются самодеятельные актеры. Еще не так давно главная трудность заключалась в том, чтобы выучить слова, а потом произнести их перед зрительным залом по возможности уверенно. Сегодня они уже решают глубокие и сложные актерские задачи – и решают успешно. С каждым новым спектаклем они поднимаются еще на одну ступень. Намного больше сценической свободы и сугубо технических навыков, без которых не обойтись. Больше актерского взаимопонимания и наполненности своего присутствия на сцене. И больше смелости в поисках собственного решения образа, в готовности вкладывать себя – живых, настоящих – в придуманную драматургом судьбу, чтобы сделать ее подлинной.
Доцент Александр Бревнов снова оказался в сложной ситуации: ему не раз приходилось на университетской сцене играть роли, известные в исполнении настоящих знаменитостей. Врач Федор Бороздин уже потребовал от актера определенных жертв: чтобы выглядеть в соответствии с возрастом своего героя, он отращивает бороду. Впрочем, об этой жертве, принесенной искусству, Александр Аркадьевич говорит с улыбкой. А вот глубина этого образа, важность темы – дело очень серьезное.


- Это спектакль о тех, кто отдал свою жизнь за то, чтобы мы сегодня жили, о людях, которые отдали своих детей на эту войну, в которой нужно было победить, о людях, которые помогали приблизить Победу, - говорит он.

- Александр Аркадьевич, вы – преподаватель, вы постоянно общаетесь с молодежью. Как вы считаете - когда студенты придут на спектакль, они поймут то, что вы хотели им сказать?

- Я очень на это надеюсь. Мы, по крайней мере, постараемся приложить все наши усилия, чтобы они поняли, прониклись духом того времени… а там будет видно. 

- В свое время театральные критики писали, что Федор Бороздин – поэт семейного быта, домашнего уклада, который можно противопоставить трагедиям, происходящим за стенами дома.

- Целиком и полностью согласен. Это действительно человек, на котором держится весь тот дом. Человек, который ждет своего сына, но, к сожалению, не всегда все хорошо кончается…

- И его слова о том, что жить надо назло всем бомбам и пулеметам, сейчас очень близки нам, правда?
- Да, действительно, мы находимся в подобной ситуации. Но я верю, что мы все преодолеем. И, как говорил герой другого любимого фильма, - будем жить, ребята!

Война, вдруг ставшая нам такой близкой. Ее жестокие уроки, забыть которые невозможно никогда. Суровый экзамен на верность, человечность, порядочность. И мысль о том, что люди, опаленные войной, заслуживают не только сострадания, но и уважения. Конечно, Виктор Розов писал не о нас. Но так бывает – прошлое и настоящее иногда встречаются. Нам довелось стать свидетелями такой встречи.


Юлия Черепнина










рейтинг: 
  • Нравится
  • 0
-->

Поиск новостей по дате
«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Мы в соцсетях
  • Вконтакте
  • Одноклассники
Важные ссылки